Хочу рассказать про одного своего знакомого, который уже как минимум лет пять занимается таким бизнесом. Бизнес этот сугубо домашний и приносит довольно ощутимый доход (мой знакомый даже уволился с основной работы, чтобы вплотную заняться своим делом).
Николай (так зовут знакомого) занимается починкой старой обуви. Только он не сидит в будке или подвале с вывеской «Ремонт обуви», а работает дома (раньше он пробовал заниматься этим на своей основной работе во время обеденного перерыва, но воспротивилось начальство и ему пришлось прикрыть лавочку и перебраться со всеми своими туфлями и сапогами к себе домой). Клиентов у Николая хоть отбавляй — расценки минимальные вследствие отсутствия арендной платы + электроэнергия + различные поборы (пожарники, налоговая, «крыша» и т.д.). На рекламу он тоже не тратится — в ней просто нет необходимости, т.к. если что-то где-то делают дёшево и качественно, то людская молва про такие дела распространяется моментально.
Конечно, поначалу Николай рекламировал свой зарождающийся бизнес. Сначала на работе спрашивал, не надо ли кому обувь починить, потом у себя во дворе пару раз побеседовал на эту тему с бабушками, что постоянно сидят на скамеечках. Всё то же самое проделала и жена Николая. Ещё где-то с месяц он ходил по заводу в спецовке, на которой на спине было написано: «Надо починить обувь? Спроси меня!». Николай говорит, что эта спецовка с рекламой на спине ему здорово помогла. Надпись он потом стёр, т.к. клиентов у него за этот месяц набралось столько, что больше и не надо было.
Люди несут разную обувь и несут постоянно: кому-то каблук надо укрепить, кому-то набойки на каблуках поменять или «профилактику» поставить. Перед началом зимы начинают нести подшивать валенки, причём в невероятных количествах. Николай матерится, но делает — это его заработок! Правда, я не знаю, сколько он зарабатывает, но ради своего бизнеса он уволился с работы, которая ему приносила 4 тыс. в месяц. Ремонт обуви цены в мастерской доступен на сайте http://obuvi-remont.by/.
Помимо простого ремонта Николай ещё и продаёт б/у обувь. Эту обувь ему приносят его же клиенты, которым она уже не нужна и просто валяется где-нибудь в гараже или кладовке. Люди приносят старые ботинки и туфли, ещё вполне пригодные для носки в саду или лесу; много детской обуви, из которой дети уже выросли; совсем старые валенки — Николай их использует как материал для подшивки хороших валенок. Принося такую старую обувь, люди либо получают скидку на ремонт своей (нормальной) обуви, либо же Николай вовсе чинит её бесплатно. Принесённую таким образом обувь Николай сортирует: что можно починить — чинит, что нельзя — пускает на материал. Короче говоря, почти безотходное производство получается. Подлатанную обувку он продаёт по дешевке опять же своим клиентам, которые берут такую обувь «на Ура!» из-за её низкой цены.
То, чем занимается Николай, может делать каждый (или почти каждый). Для этого не нужны большие капиталовложения, т.к. инструмент у сапожника самый простой: шило с крючком и без крючка, сапожная игла, молоток, пассатижи, отвёртка, ножницы по металлу, зубило и сапожная «лапа». Такой инструмент, я думаю, найдётся у каждого. «Расходные материалы» также легкодоступны и немногочисленны: суровые нитки белые и чёрные, сапожная резина (а лучше полиуретан, хотя он немного дороже резины), сапожные гвозди, шурупы, обрезки листового металла толщиной 1,5…2 мм (для супинаторов) и что-нибудь ещё в таком роде.
Конечно, чтобы заниматься ремонтом обуви, надо уметь это делать. Научиться можно самому, но лучше всего поработать пару-тройку месяцев в обувной мастерской — там и научат как ремонтировать, и заработать немного получится. Заодно себя проверите — лежит душа к подобной работе или нет!
Такой бизнес будет ещё очень долго востребован в нашей стране (а особенно в провинции) из-за крайне нищенского существования народа. Большинству людей просто невозможно покупать каждый год новую обувь, они вынуждены относить в починку свою старую. Да и ремонт обуви в профессиональных мастерских стоит недёшево, хотя качество ремонта в нередких случаях оставляет желать лучшего.